На муниципальных выборах при самой низкой явке в истории независимой Грузии победила правящая 13 лет «Грузинская мечта». Голосование проходило на фоне продолжающихся с декабря 2024-го протестов и частичного бойкота оппозиции. День голосования завершился попыткой штурма президентской резиденции на Орбелиани, в причастности к организации которой власти обвинили ЕС.
Paper Kartuli рассказывает, что происходило в Грузии с 4 октября и как события могут развиваться дальше.
Явка на выборах была самой низкой в истории Грузии — 40,9 %. В Тбилиси из миллиона избирателей в голосовании участвовали 300 тысяч
Муниципальные выборы 4 октября прошли при минимальной явке избирателей. Всего в них приняло участие 1,4 миллиона человек (40,9 %), а общее число избирателей было 3,5 миллиона. Для сравнения: на муниципальных выборах 2021 года явка составила 51,9 %.
В выборах в Тбилиси участвовали 324 тысячи человек. Голоса за главных кандидатов, по предварительным данным, распределились так:
- Каха Каладзе («Грузинская мечта») — 71,6 %, 215 тысяч;
- Иракли Купрадзе («Лело — Сильная Грузия» и «Гахариа за Грузию») — 12,3 %, 37 тысяч;
- Иаго Хвичиа («Гирчи») — 7,5 %, 22 тысячи.
Глава Центра социальной справедливости Тамта Микеладзе, комментируя результаты, написала в фейсбуке, что с учетом низкой явки Каху Каладзе поддержало 20,5 % избирателей. Микеладзе учитывала, что всего в Тбилиси более миллиона избирателей, а в выборах приняли участие 324 тысячи.

О «каруселях» и подкупе избирателей сообщила оппозиция. Грузинские НПО и ОБСЕ не наблюдали за голосованием
Один из лидеров партии «Гахариа для Грузии» Гиорги Шарашидзе заявил 4 октября, что по всей стране фиксируется ряд нарушений. По словам Шарашидзе, как минимум на трех участках кандидаты от Грузинской мечты оказывали давление на избирателей,а деятельность наблюдателей была ограничена.
«В Хуло сын кандидата-мажоритарщика от „Грузинской мечты“ Автандила Абуладзе сажает граждан в машину перед входом на избирательный участок и дает указания о том, как себя вести во время голосования», — сообщил Шарашидзе.
Тазо Датунашвили, один из лидеров движения «Лело — Сильная Грузия», рассказал о «каруселях», подкупе избирателей, голосовании по принуждению и воспрепятствовании видеонаблюдению. По словам Датунашвили, на тбилисских избирательных участках повреждали камеры и меняли угол их обзора.
За выборами не наблюдала миссия ОБСЕ. В организации 9 сентября заявили, что не могут принять приглашение от правящей «Грузинской мечты». Причина, как сообщили в ОБСЕ, в том, что оно пришло слишком поздно, менее чем за месяц до выборов, и эффективную миссию организовать было невозможно.
Местные НПО не принимали участие в наблюдении из-за «репрессивных законов», пишет Netgazeti. Каких именно — издание не уточняет, но скорее всего речь идет о законе, который запрещает получать иностранные гранты без согласия правительства, из-за чего у грузинских НПО возникают проблемы с финансированием.
ЦИК сообщал, что наблюдать за выборами будут специалисты от 28 международных и 27 местных организаций. Отчеты по итогам их работы пока не опубликованы.
Попытка штурма президентской резиденции привела к арестам. Плана, что делать дальше, у оппозиции нет
В день выборов в 16:00 в Тбилиси начался митинг. Примерно в 19:00 оппозиционер Муртаз Зоделава сказал, что «начинает действовать мужская сила», и призвал демонстрантов «взять в свои руки ключи от резиденции президента». Те пошли на штурм здания и смогли прорваться во двор резиденции. Примерно в 19:37 силовики применили водомет, потом последовал слезоточивый газ и возведение баррикад. Активная фаза конфронтации завершилась примерно в 22:00.
После попытки штурма дворца премьер-министр Иракли Кобахидзе анонсировал аресты. «Многих ждет тяжелая участь в соответствии с законом. Закон будет действовать очень строго», — сказал политик. Ответственность за протекст Кобахидзе возложил на посла ЕС в Грузии Павла Герчинского. В ЕС это заявление опровергли и призвали к «спокойствию и сдержанности».
Пятерых членов оргкомитета акции 4 октября арестовали 5 октября. Бывшему оперному певцу и оппозиционеру Паате Бурчуладзе, члену «Национального движения» Иракли Надирадзе, экс-прокурору Муртазу Зоделава, члену «Стратегии Агмашенебели» Паате Манджгаладзе и полковнику Лаше Беридзе грозит до 9 лет заключения. Среди прочего их обвиняют в призывах к насильственному изменению конституционного строя.
В фейсбук-группе Daitove, где общаются участники протестов, люди задают вопросы о том, что делать дальше. «Что мы собираемся делать? Не стоит ли нам поговорить о новых центрах? Новых идеях? Об изменении форм? Есть ли планы?» — спрашивает один из пользователей.
Другой призывает возвращаться грузинских эмигрантов. «Эмигранты, давайте действовать! Наша родина гибнет, люди!» — пишет активист.
«Кто учился на политолога, может, подскажете — можно ли что-то дополнительно сделать в такой безвыходной ситуации? На фоне того, что лидеры арестованы, существующий план сорван, люди не знают, чего ожидать, и у них нет четко сформулированных адекватных требований», — спрашивает еще один участник группы.
Аналитики Гиа Нодиа и Виктор Кипиани считают действия оппозиции 4 октября «непродуманными». «Результаты в любом случае будут плохими. И это два результата: с одной стороны — депрессия на оппозиционной фланге, с другой стороны, это новая волна репрессий, для которых у «Грузинской мечты» сейчас есть еще более легитимное основание», — говорит Нодиа.

Саломе Зурабишвили призывала продолжать выходить на Руставели. А МВД заявило, что все акции после 4 октября будет считать продолжением попытки свержения власти
5 октября МВД выпустило заявление об акциях протеста, в нем сказано: «Любое собрание, которое состоится сегодня и в ближайшие дни, — это продолжение вчерашней попытки свержения власти».
В сообщении также говорится, что ведомство будет принимать «соответствующие меры для предотвращения угрозы общественному порядку и безопасности».
Бывшая президентка Грузии Саломе Зурабишвили назвала предупреждение МВД ложью и сказала, что это не должно пугать протестующих.
«Мы — мирный протест, который останется в истории этой страны. Руставели — гарантия того, что изоляция этого режима от внешнего мира продолжится; Руставели — гарантия того, что мы верим друг в друга и солидарны друг с другом, и Руставели — гарантия того, что завтрашнее будущее — наше, и настанет день настоящих, честных парламентских выборов», — заявила Зурабишвили 5 октября и вечером пришла на акцию.
5 октября протестующие в 312-й раз перекрыли Руставели. Несмотря на заявление МВД, арестов не было.
Фото на обложке: Atamanova Sofiia для Paper Kartuli