24 августа 2025

Город стимуляторов. Как современные наркотики могут привести Петербург к новой эпидемии

В 1990-х и 2000-х наркозависимость в Петербурге ассоциировалась с героином, а теперь — с мефедроном и другими синтетическими стимуляторами. Зависимость от них появляется почти сразу же, а лечить ее сложнее. Вместо тяжелой физической ломки — психозы, паранойя и психические заболевания. Число потребителей новых веществ ежегодно растет — специалисты уже предупреждают о приближающейся эпидемии.

«Бумага» поговорила с потребителями мефедрона и метадона, а также со специалистами «Гуманитарного действия». Читайте, как меняется наркопотребление в Петербурге и почему оно может привести к эпидемии ВИЧ.

«Наркотики в Петербурге купить проще, чем пиво ночью»

«Я мог стоять у двери несколько часов и вслушиваться в каждый звук. Мне казалось, что домой через окно залезет спецназ, а дверь выломают, что соседи подслушивают за мной, а друзья в квартире — что-то замышляют против меня», — так Алексей (имя изменено по просьбе героя) описывает приступы паранойи во время мефедроновых «марафонов».

Алексей попробовал мефедрон в 21 год в компании друзей. Сначала для него это было способом приятно провести время с кем-то. Затем это стало привычным способом проводить время, а регулярность и дозировки выросли. Активный период потребления у молодого человека продлился с 2017 по 2020. С понедельника по пятницу он работал разработчиком в IT, а на выходных был на «марафонах».

Мефедрон, который употреблял Алексей, относится к новым психоактивным веществам (НПВ). В конце 2010-х они стали самыми распространенными в России наркотиками — преимущественно среди молодежи. В 2019 году группа социологов писала, что 70 % наркопотребителей из Петербурга в возрасте от 18 до 26 лет употребляют стимуляторы — в эту группу входят НПВ.

Средний возраст наркопотребителей в Петербурге уменьшается, заметили в фонде «Гуманитарное действие». Если зависимые от опиатов — это в основном люди около 40 лет, то новые наркотики употребляют с подросткового возраста. «Мы начали работать в 90-е, когда была опиатная эпидемии. Сейчас же потребляют больше новые психоактивные вещества и начинают пробовать их в более раннем возрасте. Особенно заметными эти изменения стали за последние пять лет», — говорит гендиректор организации Сергей Дугин.

Популярность новых наркотиков подтверждали данные закрытой крупнейшей площадки по продаже наркотиков Hydra. Криминолог Алексей Кнорре вместе с коллегами выяснил, что в 2020-м около половины всех «закладок» на Hydra составляли «соли»-стимуляторы (солями называют наркотики, действующими веществами которых являются синтетические катиноны. К ним относятся мефедрон, α-PVP и другие вещества). Самым популярным наркотиком на площадке был мефедрон.

Мефедрон остается в топе популярных наркотиков и сейчас. В 2024-м эйфоретики и стимуляторы, к которым относится этот наркотик, занимали первое и третье места среди всех веществ на даркнет площадке Kraken, которая пришла на замену Hydra. Такие данные показали исследователи даркнет-рынков Dark Metrics.

За прошлый год в Петербурге сделали 117,9 тысяч «закладок» на 4,34 тонны — 0,8 грамма на одного горожанина. По словам бывшего потребителя Алексея, такая доступность в том числе мешала ему перестать употреблять вещества: «Когда я употреблял, мы с друзьями даже шутили, что купить наркотики в Петербурге проще, чем пиво после 22:00. Алкоголь в магазине не продадут, а на Hydra, пожалуйста, в любом районе, когда-угодно можно взять наркотики. Обычно всё было доступно в радиусе 15 минут на такси в любой точке города».

«Зависимость формируется практически с первого раза»

«У потребителей новых наркотиков проблемы сильно отличаются от потребителей опиатов. Психологическое привыкание и зависимость к ним формируется намного быстрее — практически с первого раза», — говорит Сергей Дугин.

Потреблявший такие вещества Александр (имя изменено по просьбе героя) рассказывает, что именно сильная психологическая зависимость мешала ему бросить.

Александр

— Моя зависимость сильно связана с сексом. Я сексоголик, а на мефедроне я мог участвовать в оргиях четыре дня подряд. Сначала я употреблял раз в месяц, потом это переросло до почти ежедневного употребления. Наркотики вытеснили все мои интересы и увлечения, мои отношения с друзьями. Я мог уехать с чьего-то дня рождения, если мне писали с предложением взять наркотики и поехать к кому-то домой. Я совсем себя не контролировал.

Александру удалось бросить мефедрон только после нескольких попыток договориться с самим собой. Он думал, что сможет контролировать потребление и делать это только раз в месяц, но каждый раз срывался. «Я сам себе врал. Я четыре раза заражался сифилисом. Но я каждый раз говорил себе, что это просто болезнь, ее можно вылечить и жить дальше. Из-за наркотиков у меня вымывался кальций и в один момент пришлось устанавливать железный диск в позвоночник. Во время операции мне приходилось постоянно добавлять дозу для наркоза, потому что в организме накопились определенные вещества от наркотиков, и я мог не проснуться. После выписки я первым делом поехал за закладкой», — вспоминает Александр.

НПВ преимущественно бьют по психике: вызывают повышенный уровень тревожности, нарушение сна, ухудшают эмоциональную регуляцию, память и в целом дестабилизируют состояние и возбуждают импульсы головного мозга. Если у человека были предрасположенности к ментальным заболеваниям, то они обострятся.

«Из-за мефедрона у меня появились серьезные проблемы с памятью и настроением. Я мог рассказывать одну и ту же историю несколько раз подряд или забывать, что мне только что сказали. А еще, не знаю, что это было, но у меня после нескольких дней марафонов без сна бывали резкие импульсы в голове, будто в нее молнию пустили» — вспоминает Алексей.

В отличие от новых психоактивных веществ опиоидные наркотики не так сильно влияют на психику и ментальное здоровье, заявляет нарколог Николай Унгурян. По его словам, после употребления героина или метадона человека сильно ломает физически, но он интеллектуально и психически сохранен. «У него [потребителя опиоидных наркотиков] сохраняется самокритика. Люди могут выработать устойчивый контроль над состоянием зависимости и выйти в ремиссию», — говорит Николай.

Несмотря на меньший вред психике, опиоиды остаются опаснее новых психоактивных вещества. По данным инициативы Overdose Awareness Day, привлекающей внимание к проблеме передозировок, 69 % смертей из-за наркотиков по всему миру происходят именно по причине употребления опиоидов. 

«Тебе нужно будет всю жизнь за собой следить, потому что ты зависимый»

Почти все реабилитационные центры в Петербурге и Ленобласти работают по программе «12 шагов». Но она не подходит зависимым от новых наркотиков с нестабильной психикой, указывает Николай Унгурян: «Проблема реабилитационных центров в том, что они еще не изменили свою работу под проблемы потребителей новых синтетических наркотиков».

Николай Унгурян

психиатр-нарколог

— Зависимость от психоактивных веществ лечится комплексным подходом. Потребителю назначают антипсихотики, антидепрессанты, корректоры поведения настроения, нормотиники. Параллельно с ним занимается психотерапевт для формирования новых когнитивных процессов, то есть новых позитивных привычек. Человек учится контролировать свои эмоции. И последняя составляющая реабилитации — это социализация. Зачастую именно социальные проблемы всё ломают, потому что человеку сложно понять, зачем держаться.

По наблюдениям нарколога, при отказе от новых психоактивных веществ потребителю помогают только препараты и постоянная терапия, а продолжительная ремиссия встречается редко.

Однако бывшим потребителям НПВ Алексею и Александру держаться помогает именно группа «Анонимных Наркоманов» с программой «12 шагов» и общение с другими бывшими потребителями. Алексей к психиатру не обращался, а Александру врачи не смогли помочь — ни один препарат на него не подействовал. Но мужчины признают, что процесс реабилитации у них будет длиться всю жизнь. «Не наступит того дня, когда ты избавишься от зависимости. Ты всегда будешь помнить про свое употребление. Ты всегда будешь знать о том, как тебе было. Тебе нужно будет всю жизнь за собой следить, потому что ты зависимый», — говорит Александр.

Наталья

— Срывы тяжело контролировать, когда ты опустился на дно своего эмоционального, физического или финансового состояния. Вообще, я не хочу торчать, потому что я из очень хорошей семьи, и отношения с семьей у меня нормальные. Мне не нравится, как из-за наркотиков меняется моя внешность. Меня бог одарил хорошей внешностью, вроде неплохими мозгами и отличной семьей. Мне хочется соответствовать друзьям.

У Натальи есть девятилетняя дочь. Женщина не хочет, чтобы девочка знала о ее зависимости, поэтому она ездит на детоксикацию в специализированные клиники — на ускоренный детокс. Он длится до пяти дней. Сначала за два дня до процедуры Наталья приезжает в клинику и проходит обследование. Во время самой процедуры ее вводят в кому на 6-8 часов и делают капельницы для выведения наркотика из организма. Так проходит вся тяжелая часть ломки. Затем она еще около двое суток находится в клинике для наблюдения.

Такие процедуры в Петербурге стоят примерно 30 тысяч рублей. Но разработали медикаментозный детокс именно для употребляющих опиоиды. В процедуре используют налоксон и налтрексон, которые блокируют опиоидные рецепторы и вытесняют наркотик из организма.

«Быстрый детокс — это дело неправильное. Это такой монстр коммерческой наркологии. Он подразумевает введение антидота и сильнейшего обезболивания. Как только заканчивается действие лекарств, пациент может получить все осложнения, которые у него могли быть и при классическом синдроме отмены», — указывает Николай Унгурян. Только после быстрого детокса осложнения начинаются резко, а не по нарастающей как при классическом способе. По словам нарколога, это часто приводит к быстрому срыву.

Среди осложнений при отмене наркотиков остановка моторики кишечника, тошнота, повышенная температура тела, физическая боль, ломота в суставах, нарушение вывода мочи, сильная бессонница, галлюцинации и другие. Эти синдромы обычно длятся дольше при детоксикации с метадона, чем с героина. В случае метадона весь процесс может длиться до 1,5 месяцев, так как это химически произведенный опиоид, чье качество может быть плохим.

Еще одна проблема реабилитации — маленькое количество бесплатных центров и клиник для зависимых. В Петербурге бесплатно можно получить медицинскую или психологическую помощь в фонде «Гуманитарное действие», который занимается профилактикой заражения ВИЧ-инфекцией. Но по словам гендиректора организации Сергея Дугина, с 2022 года из России ушли многие доноры фонда.

Из-за сложностей «Гуманитарное действие» перестраивает фандрайзинг с упором на небольшие частные пожертвования. Но из-за маргинализованности наркопотребителей организации нужно бороться с осуждением и презрением по отношению к их подопечным.

«Мне повезло, что за 23 года я не заработала себе ВИЧ»

У наркопотребителей высокие риски заразиться ВИЧ-инфекцией, гепатитом B или C и другим социально значимым заболеваниям. Ситуацию усугубляет химсекс. Новые психоактивные вещества сильно повышают сексуальное влечение, отмечает Сергей Дугин. Люди употребляют их, чтобы получить новые ощущения, но во время химсекса не контролируют, надели ли они презерватив.

Также со временем люди с зависимостью начинают потреблять наркотики инъекционно. А во время «марафонов» они плохо следят за тем, какие шприцы используют. По данным «Гуманитарного действия» («Бумага» ознакомилась с исследованием), к 2030 году основным способом передачи ВИЧ-инфекции снова станут инъекции.

Наталья

— Мне повезло, что за 23 года я не заработала себе ВИЧ. Но у меня был гепатит С, который вылечила в медицинском центре «Гуманитарного действия». У меня был фиброз первой стадии, хотя из-за большого срока употребления врачи думали, что будет второй или третьей. Я употребляла большими дозами.

У меня варикозное расширение вен, потому что около девяти лет я кололась в пах, а затем перешла на маленькие вены. А из-за быстрых детоксов у меня начались проблемы с сердцем.

По данным петербургского центра СПИД, в 2024 году в городе выявили 2172 случаев заражения ВИЧ-инфекцией, 1994 случай — среди россиян. За пять лет это число почти не изменилось: в 2020-м выявили 1997 случаев. При этом ежегодно растет количество людей, которые проходят обследования — с 1,082 миллиона в 2020-м до 1,85 миллиона в 2024-м.

Официально регистрировать число заражений ВИЧ-инфекцией в Петербурга начали в 1987 году. Быстрый рост выявления новых случаев начался в 1999-м и достиг пика в 2001-м с более 10 тысячами заражений за год. Устойчивое снижение началось только с 2010-го.

Но в «Гуманитарном действии» предполагают, что через несколько лет в России будет эпидемия наркопотребления и ВИЧ-инфекции — из-за быстрого роста числа потребителей психоактивных веществ. «Это уже будет невозможно спрятать, — говорит Николай Унгурян, — чтобы этого не произошло, нужно вводить профилактику потребления наркотиков, но без угроз и запугивания».

О повышенных рисках распространения ВИЧ-инфекции из-за роста потребления психоактивных веществ также пишут авторы исследования о наркопотреблении в России «Поведенческие риски передачи ВИЧ-инфекции у потребителей синтетических катинонов». «Можно предположить, что нарастание доли инъекционного потребления синтетических катинонов будет представлять повышенный риск в плане заражения и передачи ВИЧ-инфекции. При этом также сохраняется повышенный риск инфицирования из-за более рискованных сексуальных практик, свойственных потребителям синтетических катинонов», — указывают исследователи.

Для профилактики распространения ВИЧ-инфекции «Гуманитарное действие» проводит бесплатное и анонимное тестирование на инфекцию, гуманитарные наборы со стерильными шприцами и презервативами и направления к проверенным врачам. Фонд также проводит программу помощи в начале лечения ВИЧ и группы психологической поддержки.

Что еще почитать:

  • Психозы, ломки и химсекс. Почему новые наркотики опаснее героина и кто помогает их потребителям в Петербурге — интервью с «Гуманитарным действием».
  • Какие наркотики чаще продавали на «Гидре» в Петербурге и что изменилось после ее закрытия? Интервью с криминологом.

Пользуйтесь соцсетями и смотрите YouTube как раньше

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.